media

Находясь на рыбалке на одном из диких озер в Витебской области, мне припомнилось мое первое знакомство и моя первая рыбалка на куколку шелкопряда. Поводом этого рассказа стала поимка тогда нескольких крупных лещей и карпов, именно на эту наживку. Все мое рыбацкое детство промелькнуло перед глазами и в подробностях всплыло в моей памяти, о тех интересных рыбалках и первого знакомства с куколкой тутового шелкопряда.

В далекие, 70-е года прошлого столетия,  будучи еще ребенком,  я все каникулы проводил на Северном Кавказе. Меня и мою сестру родители каждый год отправляли в Краснодарский край на все лето. В Красноармейском р-не есть такая станица – Новомышастовская. Станица на Кавказе – это не то, что у нас деревня,  это как небольшой районный городок в Беларуси. Вот там, то я считай и провел все свое летнее детство. В этой станице жили мои дедушка и бабушка, родители моей матери. Как Вы знаете Краснодарский край это рисовая страна, практически на трети всего края выращивался рис, которым снабжался не только весь Союз, но и большая часть урожая шла на экспорт.

Вся территория, где выращивался рис, была разделена на квадраты (чеки), между которыми были расположены каналы, которые подпитывали всю рисовую систему. Эти же каналы так же рассчитаны на слив с чеков, когда рис созреет и его пора убирать комбайнами. Вся система каналов запитана из реки Кубань. Кто хоть раз был на рыбалке в тех краях, знает насколько рыбоводная эта река. Ну а так как вода из реки попадает в систему каналов, то естественно и рыба  идет в эти каналы.
  Кормовая база для всех видов рыб там отличнейшая, поэтому там очень много рыбы. Это и сазан, карп, линь, судак, лещ, сом, плотва и много разных видов рыб. Вот посередине этой рисовой страны и находилась наша станица.

Еще с раннего детства, лет так примерно с 6-ти, мой дядя, живущий в Краснодаре (40км от станицы) приучил меня к рыбалке. Как сейчас помню, сколько у меня было радости, когда  отец купил мне две складные  бамбуковые удочки. Тогда это было круто иметь настоящие удочки для рыбалки из бамбука, легкие и раскладывающиеся на три части. Вот с тех пор я окончательно стал рыбаком, в полном смысле этого слова.

Для меня не составляло труда подняться в 4 часа утра, положить в торбочку пару ломтей хлеба, который бабушка пекла сама, пару помидоров с грядки, фляжку с колодезной водой, кусок колбасы, оседлать велосипед и вырулить на необъятные просторы рисовых чеков. Без улова я не возвращался никогда. Ловились сазанчики, лини, караси, подлещики, окуньки и т.д., но все не то что бы крупные, так грамм до 200. Но для меня и это было прекрасно. Конечно, мечталось поймать, что- то особенное, как говорится крупняк, но крупная рыба меня игнорировала. По этому поводу дед всегда подтрунивал надо мной.

И вот однажды дед приехал домой на обед, он работал шофером в колхозе на бортовом  “газончике”. Полный кузов автомобиля был загружен какими -то ветками с листьями. Я поинтересовался, на что дед ответил, если я поеду с ним, он покажет кое-что интересное, короче заинтриговал меня. И я с дедом поехал завозить груз. Мы приехали  к каким то деревянным строениям, похожие на длинные то ли коровники, то ли склады. Пока машину разгружали, он повел меня вовнутрь. Моему удивлению не было предела. Во всю длину этого сарая были устроены в несколько этажей настилы, на которых лежали те самые ветки. И в этих ветках копошилось огромное количество крупных белых гусениц.
Я таких огромных никогда не видел. Они постоянно жевали, и поэтому в помещении стоял шум как будто что-то очень громко шелестело. Это были личинки тутового шелкопряда.  А питались они теми самыми листьями, что мы привезли с дедом. Это были ветки с листьями тутового дерева, мы его называли  по-простому шелковицей. У этого дерева очень вкусные и сладкие ягоды. Мы частенько в саду залазили на деревья шелковицы и объедались этими вкуснющими ягодами. Бабушка еще говорила, что для людей очень полезно употреблять ягоды шелковицы.

Видя этих больших толстых червяков, у меня возникла мысль, а не попробовать ли их на рыбалке вместо наживки. Дед договорился и мне в газетный кулек насыпали полтора десятка личинок, которых по какой - то причине отбраковали. Тут к нам подошел один из рабочих и заинтриговал меня еще больше. Он сказал, что на личинок ловиться будет, но лучше ловится на куколку шелкопряда. Он сам рыбак и давно уже ловит на эту наживку. Короче я с ним пошел к нему в подсобку. Он из шкафчика достал матерчатый мешочек и высыпал содержимое на газету. Это была высушенная куколка тутового шелкопряда. Он мне подробно рассказал, как ее употреблять в качестве наживки и что можно на нее поймать.
 Остаток дня я не находил себе места, так как хотелось скорей на рыбалку и опробовать новую наживку. Я с вечера подготовил свои рыболовные снасти, привел в порядок свои удочки для рыбалки и якобы лег спать. Ночью мне не спалось, и как только начало светать, я уже был на ногах. Недолгие сборы и вот я уже на канале забрасываю удочки, на которых в качестве приманки куколка шелкопряда. Как мне ранее подсказал тот дядька, я немного куколок бросил в канал, в то место где покачивались мои поплавки.

Прошло минут пятнадцать, и тут началось. Так как куколка была сухая, она не тонула и плавала на поверхности. Туда, где я сыпанул немного прикормки - образовались буруны, и было видно как что - то крупное вылавливает куколку с поверхности. Засмотревшись, я пропустил поклевку, и еле успел схватить одну из удочек, так как она резко дернулась. У меня тряслись руки, когда я пытался вытянуть этого по моим понятиям монстра. Воевать с такой рыбой навыков не было, и поэтому все обошлось тем, что леска лопнула как нитка, счастье что еще и удочка не сломалась. А тогда я ловил, как сейчас помню на леску 0,35-0,40 производства ГДР, она была в те времена одна из лучших.

Не успев отдышаться,  я схватился за вторую удочку, у которой поплавок повело резко в сторону. На другом конце лески опять задергалось что-то крупное. Не знаю как, но я умудрился все-таки подвести карпа или сазана к берегу. Но на этом все и закончилось. Рыба, почувствовав приближение берега, резко рванула, и результат тот же, леска порвалась. Вот тогда я сразу и подумал о подсаке. Пока у меня ловилась мелочь, мне он нужен не был, да его у меня и не было.

Оговорюсь, что как только я приехал домой, сразу начал мастерить подсак из подручного материала. И кстати он у меня получился не плохой и часто выручал на рыбалках. Я им пользовался несколько лет, пока отец не подарил мне настоящий складной подсак, а моим впоследствии бабушка ловила курей для борща. Прошло столько лет, а мой первый подсак до сих пор я знаю цел. Мой дядька хранит его там, в станице как память о племяше, который с его легкой руки стал рыбаком.

На той первой рыбалке на куколку шелкопряда. Тогда дед взвесил мой улов безменом, и как сейчас помню, один карп завесил 2,5кг, а другой чуть больше 3-х. Те, которые обрывали мне удочки, на вид и ощущение были, поболей. Короче я начал готовится к следующей рыбалке., я все - таки отличился. Два сазанища по моим меркам я все - таки уговорил. Когда я приехал домой и показал свой улов, дед с бабой были в шоке. Они всегда шутили по поводу, что я ловлю и сушу мелочь для дядьки и отца под пиво.
Как я говорил, в первую очередь я сделал подсак, дед тогда мне очень помог, за что ему огромное спасибо. Наверное, тогда он по - другому взглянул на меня как на рыбака. Я привел в порядок свои удочки для рыбалки, поставил потолще леску, привязал импортные крючки, которые от меня прятал дядька, кстати он их мне и много чего еще хорошего потом отдал, да и из Краснодара много чего дефицитного привозил для моей рыбалки. На следующей рыбалке я был во всеоружии.

Долго рассказывать не буду, но в тот день я поймал столько, сколько не ловил, наверное за все время. Из интересного то, что попалось несколько линей, где то кило по 1,5-2. Вы знаете или догадываетесь что такое линь под два килограмма,    и как он сопротивляется. Дома я был на пике славы и ходил героем. Мои дружки по очереди перебывали у нас во дворе. До меня никому из пацанов до этого не удавалось за раз столько наловить рыбы. Ну и как “настоящий” рыбак я не признавался, на что ловил эти трофеи, а дед меня не выдал.

Впоследствии я часто, как мог достать куколку шелкопряда, ездил на нее ловить. Не скажу, что всегда был с большим уловом, и всегда попадались очень крупные сазаны, лещи и карпы, скорей всего сказывались погодные условия и т.д., но при ловле на куколку тутового шелкопряда я уже тогда заметил, что ловится только крупная рыба. Тогда же я уже начал делать и применять прикормку с добавлением порошка куколки шелкопряда.

Долго тайной моя новая наживка не была, я рассказал своим дружкам-рыбачкам о ней, и мы часто вместе ездили на рыбалку, помогая друг другу вываживать крупных карпов и сазанов. Мы всегда делились друг с другом, если кто - то доставал где либо куколку тутового шелкопряда. Мне эту наживку часто привозил дед. Мы даже экспериментировали  с шелкопрядом, пробуя ловить в тех местах, где рыба на червя и тесто не клевала. Итоги были ошеломляющими, по-видимому, там, где обитала крупная рыба, мелкой было мало, да и мелочь особо на куколку не реагировала, а крупняк почуяв запах шелкопряда, стремился к этой наживке. И в результате, как и следовало ожидать, в большинстве случаев были порванные лески, оборванные или разогнутые крючки. Вот тогда я почувствовал сильный интерес ловли трофейной рыбы на куколку тутового шелкопряда.

С той поры прошло много лет. Уже в наше время я много раз пытался раздобыть куколку шелкопряда для наживки и прикормки. Все попытки были тщетны. После развала СССР шелководство в странах СНГ заглохло. Наверно только в Таджикистане оно еще немного существует, но привезти мне оттуда куколку никто не смог, попросту не нашли. Сейчас проблема с доставкой и покупкой куколки тутового шелкопряда решена, можно купить как цельную куколку, так и порошок из нее для прикормки. Наконец - то у меня есть наживка тесно связанная с моим детством.

Первая проба ловли на куколку шелкопряда была в июне прошлого года. Мне многие говорили, что эта наживка не будет работать, типа рыба не знает вкуса и запаха шелкопряда. Моя рыбалка опровергла все эти доводы. Ловил я на одном из водохранилищ под Минском. Я постоянно, который год езжу туда. Здесь если повезет, ловится хороший карп, попадаются экземпляры за десятку. И ко всему этот водоем не платный. Сам лично видел, как на теплой летней вечерней зорьке большие плашки резвятся, плюхая по воде. Мне лично попадались экземпляры до полутора килограмм, да и то не часто. Капризная очень тут рыба, но она есть.

Сначала я прикормил своей самодельной прикормкой с добавлением порошка куколки шелкопряда пару точек. Затем я поставил сигнализатор поклевок,  приготовил карповые удочки, “заряженные” куколкой ну и наконец, забросился.   Посидев с полчаса, решил что пока на сигнализатор не клюет, забросить поплавковую удочку, может на нее что - либо клюнет. Пока я ее готовил к забросу, пикнул левый сигнализатор. Я быстренько к нему подлетел. Тишина. Посидев около, минут десять, я пошел обратно подготавливать поплавочку. Только я отошел на несколько метров как этот же сигнализатор не просто запищал, он заорал. Понятно -  “паровоз”. Почти смотав всю леску с катушки, рыб наконец- то остановился. Я попробовал подматывать, это удалось, и я начал потиху вываживать что - то серьезное.

Не скажу что я карпятник-профи, но кое, какие навыки имеются. Рыба, по-видимому думала иначе, и оказалась права. Поигравшись со мной минут десять монстрик дал слабину леске, по-видимому, резко пойдя в мою сторону. Хорошо, что катушка с байтранером, потому что он тут же резко пошел в обратную сторону. Только казачка может остановить коня на скаку, остановить паровоз на ходу еще никому не удавалось. 200 метров лески хватило не надолго, закончившись на шпуле, она с резким хлопком лопнула, отбросив меня назад. Мандраж был еще тот. Самое интересное, то что, подтянув рыбу к берегу я ее просто не принял бы, подсак так и остался лежать на берегу в сложенном состоянии. Ну что тут скажешь, рыба как будто знала, что мне все равно ее не одолеть, поэтому долго меня и не мучила.

Первым делом, после того как перестали трястись колени, я разложил подсак и забросился по-новой. Рыба здесь есть, и она соблазнилась куколкой тутового шелкопряда. Это вселяло надежду. Не буду подробно описывать всю рыбалку, замучаетесь читать, скажу только, что на той рыбалке мне удалось уговорить 2-х карпов, один завесил 3800, другой 4200. Было еще два обрыва и несколько сходов. Основной клев пришелся на поздний вечер с 20 до 23. Оторвался я тогда по полной, и в  знак признательности, что моя теория на счет куколки подтвердилась, пленники были отпущены подрастать. Прошло столько лет и я вспомнил свое детство и понял, что ловить на куколку тутового шелкопряда можно везде, если хочешь поймать трофейного карпа. Впоследствии я рыбачил на разных водоемах и реках, и куколка тутового шелкопряда всегда показывала себя с положительной стороны.

СУПЕР ПРИМАНКА - ФЕРОМОНОВЫЙ АКТИВАТОР КЛЁВА РЫБЫ

Вот кажется, откуда рыба у нас в Беларуси знает запах и вкус этой наживки? Наверное, все - таки дело в генетике рыб,  еще издавна, когда они питались этой самой куколкой, у них на генетическом уровне прописался запах и вкус шелкопряда, а может для них – это, какое - то экзотическое лакомство, как и для нас – людей, какой либо продукт, который привозят с другого конца света. Так же как в прикормки добавляют разные ароматизаторы типа клубника, банан, ананас и так далее.

Я знаю точно, что карп у нас бананами и ананасами не питается, но запах то этих экзотических фруктов – нравится ему, так обстоит видимо, и с куколкой тутового шелкопряда. Кроме карпа мне часто на эту наживку попадались хорошие экземпляры леща. Не хвастаясь, скажу, что мой рекорд по лещу 3400, а до полутора килограмм было много пойманных лещей, особенно на реках. В заключении скажу, что сейчас в зимнее время буду использовать куколку шелкопряда в качестве прикормки на подледной рыбалке.

Вот так воспоминания о рыбалке в детстве привели к тому, что карповая рыбалка в настоящее время стала намного интересней, так как чаще стали попадаться трофеи.