media

Ловля судака    Многие любители ловли судака хорошо зна­ют жизнь и некоторые его по­вадки. Они ставят перед собой задачу раскрыть тайну реакций этого хищника на те, или иные приманки. Взрослый су­дак кормится мальками и молодью рыб, имеющих узкотелую форму. Он порой не брезгует червями, моллюсками, ло­вит лягушат, раков.

   В реках судак держится в омутах, среди завалов камней, коряг, часто встречается на бугристом дне, у обры­вистых берегов, в глубинах око­ло перекатов, запруд, устьев приточных речек. Зная места стоянки, ловля судака может увенчаться успехом если соблюдать два правила: забрасывать приманку надо на короткие расстояния и вести приманку следует так, чтобы вызвать нападение хищника.

    Не всякая проводка приман­ки, движущейся на глубине, привлека­ет судака. За редким исключением, он не бросается в атаку, если приманка идет, хотя и вблизи дна, но монотонно. Нужны порывистые, судорожные дви­жения в замедленном темпе проводки, достигаемые периодическим подъемом и опусканием удилища, при которых катушка только подбирает провисшую лесу, а приманка идет уступами около дна. Чем чаще поднимается приманка от близкого дна, тем больше поклевок.

 

   Бывалые спиннингисты подметили, что при ловле судака число хваток возрастает, если на ров­ном месте или на высоте бугра приман­ка временами чиркает по дну, под­нимая облачко замутнения. Та­ким облачком, спасаясь от преследова­ния хищника, защищаются донные ры­бы.

СУПЕР ПРИМАНКА - ФЕРОМОНОВЫЙ АКТИВАТОР КЛЁВА РЫБЫ

    Надо признать, что механизм описан­ного движения приманки опасен заце­пами, особенно на неровных, захлам­ленных участках. На таких участках луч­ше пользоваться блесной с одинар­ным крючком или иными блеснами с подвешенным на отдельном поводке грузилом. При такой оснастке по дну чиркает не приманка, а свинцовое грузило.

 

   На жировку судак выходит на пере­каты, песчано-галечные отмели, к во­досбросам, мысам и другим отбойным струям, где охотится во всех слоях. В таких условиях ловля судака требует более дальние забросы и тщательная маски­ровка. Жирующий судак реагирует пре­имущественно на мечущиеся, порыви­стые движения приманки. На некоторых водоемах наблюдает­ся вечерний бой судака.

 

    В синих су­мерках судаки выходят к поверхности и начинают характерный бой. Множе­ство однообразных булькающих звуков, будтоЛовля судака на озере Стина от камня, брошенного с высоты в воду, слышится со стороны большо­го участка плеса, где скопились хищ­ники. При этом на поверхности можно заметить лишь точки, где всплы­вает судак, а не следы ударов или по­гони, как это обычно бывает при на­падении хищника на добычу.

 

   Такой игрища мне приходилось ви­деть на Волге и более часто на Оке. В этом месте бои проис­ходили над глубоким дном в 30 и более метрах от берега. В последний раз я наблюдал это явление, когда вся при­брежная полоса кишела нерестящими­ся уклейками. Причины массового выхода судака на поверхность еще требуют изучения. Во время игры судака, клева не бывает, но зато после него можно в том же месте пой­мать нескольких судаков.

 

    В дни слабого клева хватку судака можно спровоцировать, оснастив спин­нинг двумя блеснами, идущими одна за другой. Движение двух бле­сен создает впечатление погони одной рыбки за другой. Это зрелище судака раздражает, и он либо стремит­ся перехватить добычу у более сла­бого соперника, либо нападает на него самого и оказывается на крючке.

 

   Види­мо, те же причины побуждают судака нападать на грузило, идущее впереди блесны. Такое нападение спиннингист ощущает по мгновенным толчкам, пере­даваемым снастью. Поэтому полезно бывает оснащать грузило тройником. Сегодня особый интерес вы­зывает его отношение к зимним блес­нам. В некоторых случаях при  отвесном  блеснении, судака можно поймать и в те дни, когда он по горло сыт. Вот один из примеров.

 

    В заревой штиль над глубокой су­дачьей ямой были раскинуты кружки. Только что выловленные живцы (пе­скарь, плотва, ерш) вели себя на крюч­ках неестественно оживленно: они не­прерывно водили, покачивали, накреня­ли кружки, вызывая на зеркальной гла­ди слабое волнение. Но переверток не было. Рыболов поставил свою лодку между кружками.

 

   Опустив блесну до дна, он беспорядочно дергал ее впра­во, влево, от себя, к себе, дергал с ка­кими-то вывертами. А затем стал спо­койно вести блесну и выудил несколь­ких судаков, по-прежнему не обращавших внимания на живцов, которые на­ходились буквально рядом, чуть ли не под бортом лодки. Принято считать, что при ловле су­дака спиннингом лучшие результаты да­ют приманки, по размеру, цвету и игре напоминающие рыбок, которыми кор­мится хищник.

 

    Важная роль отводится колебаниям, возникающим при движе­нии приманки.  Все это сохраняет свое значение и в отвесном блеснении, на ловле судака, но при этом надо учитывать некоторые об­стоятельства. Характер ведения приманки при от­весном блеснении таков, что хищник вполне может рассмотреть, с чем он имеет дело. Тогда что же побуждает его схватить несъедобную блесну? Нам представляется, что в подобных случа­ях срабатывает исследовательский реф­лекс, или рефлекс "что такое?". Исследователь­ский рефлекс лежит в  основе чувства самосохранения и свойствен всем жи­вым существам.      Любопытство судака при  отвесном  блеснении можно вызывать различны­ми приемами ведения приманки, зави­сящими от условий ловли судака и типа ис­пользуемой блесны. Зимой, когда жизнь обитателей подводного мира протекает в замедленном темпе, опытные рыбо­ловы избегают быстрого движения блес­ны, поднимая ее плавно на высоту не более 40—50 сантиметров; продолжи­тельность паузы на нижнем уровне уве­личивают до 8—12 секунд, а на верх­нем — до 5 секунд.

 

   В малопроточных местах наибольшее распространение для ловли судака по­лучила блесна, дающая своеобразную игру. Уже на первой стадии погруже­ния она принимает наклонное положе­ние, спокойно планирует в сторону от вертикали и под влиянием собственной тяжести возвращается к той же верти­кали.

 

    Однообразное прочерчивание та­ких маршрутов привлекает внимание хищника. Ускоренный темп движения, зигза­ги, юркие броски блесны в разные сто­роны, очевидно, рассеивают внимание судака и не дают эффекта.  Многие рыболовы недооценивают зна­чения паузы на верхнем уровне подъ­ема приманки. Такая пауза позволяет блесне успокоиться, занять в воде ис­ходное положение и планировать на спуске, хотя и не вполне точно, в од­ном направлении.

 

   Только при этом ус­ловии блесна может воспроизводить цепь однообразных движений.  Предугадать достаточно точно, какая игра блесны может привлечь судака, конечно, трудно. В его поведении есть нечто такое, что не всегда понятно ры­болову. Но все же практика выработа­ла некоторые приемы ужения, дающие неплохие результаты.

 

   Судак — рыба стайная. И бывает так: по счастливой случайности кому-то уда­ется поймать первого судака, другие блеснильщики  тотчас же подбегают к нему с коловоротами и из близких лу­чок вылавливают нескольких судаков. Но спустя короткое время судак пере­стает брать. Именно в такой ситуации опытные рыболовы продолжают, все же вытаскивать флегматичных судаков, вно­ся изменения в технику блеснения.

 

Ловля судака зимней порой   Эф­фективным, например, оказывается та­кой прием - удлиняют рабочую часть лесы, удочку поднимают как можно выше, плавно опускают кончик и выжидают 15—20 секунд. Бла­годаря удлинению лесы блесна удаля­ется от лунки, попадает в неосвещен­ную зону и погружается на дно. Как только перед подъемом она начинает протягиваться по дну, рыболов ощуща­ет внезапно возникшую тяжесть рыбы. Когда произошла хватка? Возможно, су­дак схватил волочащуюся по дну блес­ну, а возможно — в последний момент ее погружения. Правда, в последнем случае непонятно, почему он так долго держал ее в пасти.

 

    Вносят и другие изменения в технику блеснения,  когда клев прекращается. Опустив блесну в лунку вертикально, придают ей слабые движения удочкой. Лежащая на дне блесна шевелит­ся, вздрагивает, похоже, что она делает какие-то усилия к подъему, но со дна не поднимается. Так продолжается 20— 30 сек., иногда больше. Судак, как пра­вило, не подозревая обмана, хватает блесну при подъеме со дна.

 

   А вот другой прием для ловли судака. Лежащую на дне блесну непрерывно подергивают короткими движениями. Приманка при этом переваливается с боку на бок, ерзает на одном месте, време­нами привскакивает. Привлеченный этой суматохой, судак хватает блесну еще до ее подъема. В некоторых случаях успех достига­ется следующим образом. В конце пау­зы, когда висящая у дна блесна вполне успокоится, осторожным покачиванием удочки из стороны в сторону блес­не придают слабые колебания или очень медленно подтягивают ее на 5—10 сан­тиметров. Иногда эти движения хищник воспринимает, как сигнал к хватке.

 

    Среди некоторой части рыболовов бытует мнение, будто ловить судака нетрудно, да нелегко найти. Такое мне­ние основано на неправильной оценке сложного поведения судака и его от­ношения к натуральным и искусствен­ным приманкам. Многое зависит от ха­рактера водоема и его отдельных уча­стков, физиологического состояния су­дака, глубины и освещенности облавли­ваемой зоны; имеет значение и то, как часто встречается судак с теми или иными блеснами.

 

   В малоизвестных водоемах найти су­дака действительно трудно. Но в боль­шинстве водоемов места постоянных зимних стоянок судака рыболовам из­вестны. В таких местах косяки судаков держатся почти всю зиму, покидая их только на периоды значительных коле­баний уровня, для коротких вы­ходов на жировку и в некоторых дру­гих случаях. Когда на небольшом пятачке обшир­ной стоянки судаков клев на блесну прекращается, рыболовам кажется, что судаки ушли в другое место. Проверить, так ли это, можно при помощи какой-нибудь сильно действующей приман­ки. Одной из таких приманок является крупная мормышка с мальком или ку­сочком рыбы.


    Опыт говорит нам, что каждая блесна требует особой манеры ведения. При этом она не может обладать одинако­вой эффективностью в разных водое­мах, в различные сезоны ловли судака и т. п. Вот почему настоящие мастера ужения постоянно экспериментируют с различ­ными блеснами и приемами их веде­ния, добиваясь, чтобы движение при­манки более всего соответствовало дви­жению живых организмов, являющихся пищей хищника.


   К примеру, если спин­нингист ведет блесну у дна уступами, создается впечатление, будто плывет ослабленная или больная рыбка, кото­рая привлекает внимание судака. В отвесном блеснении,  тот-же эффект до­стигается, если приманка при погруже­нии медленно планирует по наклонной, а затем как бы падает и слегка шеве­лится на дне, как погибающая рыбка. Более активные действия лежащей на дне блесны могут быть восприняты так, будто рыба копошится в, грунте, оты­скивая корм.

Неожиданное «бегство» блесны, которая спокойно лежала на дне, возбуждает хищнический инстинкт судака. Однако многие поклевки на блесну происходят при каких-то случай­ных обстоятельствах, которые часто остаются вне нашего внимания. В отвесном блеснении еще много не­изведанного, многое призывает к раз­мышлениям. В изменчивых повадках су­дака скрывается подчас бездна тонко­стей, и ловля судака составляет одну из счаст­ливейших тайн нашего увлечения. 
Комментарии: 0

Нет комментариев

Оставить комеентарий

Ваша почта не будет опубликована. Поля отмеченные (*) - обязательны.