media
    Любитель-рыболов, выходя в море на лодке, становится мореплавателем. А море — не речка и не пруд. Море шуток не любит и легкомысленного от­ношения к себе, особенно в непогоду, не прощает. Волнение затрудняет управление лод­кой, требует больших усилий при дви­жении под веслами, снижает скорость хода, вызывает качку, являющуюся  при­чиной морской болезни, при которой многие люди утрачивают работоспособ­ность и сообразительность. Кроме то­го, волнение может представлять и не­посредственную опасность при сильной качке, когда волна заливает лодку. Осо­бенно опасен прибой при подходе к мелководью или у крутого камени­стого берега.

    Различают волнение двух видов — ветровое и волны зыби. Ветровые вол­нения появляются по причине того, что струи ветра оказывают неодинаковое давление на гребни и впадины самых малых волн, раскачивая их все более и более, в зависимости от интенсив­ности ветра. Баллы волнения оцени­ваются по высоте наиболее повторяю­щихся . Баллы ветра соответству­ют его скорости. Обычно ветер на 1—2 балла превосходит бал­лы ветрового волнения моря и близко совпадает с ним по направлению.

   Несмотря на распространенное мне­ние, нет фактических оснований для подтверждения того, что якобы каж­дый девятый вал бывает крупнее, чем прочие. Тем не менее, та или иная пе­риодичность в интенсивности волнения всег­да имеет место. Волны зыби представляют собой ос­татки ветрового волнения, когда после прекращения ветра поверхность моря испытывает  по инерции, так как сразу погаснуть они не могут.

 

   Бег представляет собой кажущую­ся картину продольного перемещения частиц, исключая  прибой, когда происходят действительные пере­мещения частиц в направлении берега и скатывание их обратно в мо­ре. Зыбь на больших и глубоких морях держится долго, проходя огром­ные расстояния, на мелких и ограниченных  по размерам — не более не­скольких часов.

 

    Зыбь может иметь место не только, в отсутствие ветра. Так, если угол меж­ду направлением бега и направ­лением ветра превышает 30—40° или если баллы ветра равны или меньше баллов волнения, то такое волнение также считается зыбью, а не ветровыми вол­нами, так как ветер, наблюдаемый в данную минуту, уже не является при­чиной их появления.Зыби имеют более правиль­ную, симметричную форму, их фронт выражен отчетливо. Они обыч­но значительно длиннее и положе вет­ровых, и поведение на них лодок не вызывает опасений, так как период бортовой качки лодок мал и они качаются в полном согласии с колеба­ниями, не зарываясь и не принимая на себя воду.

 

   Ветровые  несимметричны — наветренный склон более пологий, под­ветренный — крутой. На него часто опрокидывается рассыпающийся гре­бень — пенистые барашки, появляю­щиеся при трехбалльном волнении (4—5 баллов ветра). Ветровые короче по фронту и круче, чем  зыби. Следует иметь в виду, что ветер яв­ляется также причиной поверхностного перемещения, часто не совпадаю­щего по направлению с морским тече­нием. Качка на крутых и коротких вет­ровых волнах может достигать опас­ных углов, лодка может совершать кач­ку в противофазе с волной, а, следова­тельно, черпать бортом или подныри­вать носом под нее.

 

    Скорость хода лодки при движении на волнении ветрового происхождения должна быть существенно уменьшена для ослабления ударов в обшивку но­совой оконечности и ударов днища в результате килевой качки. Изменение скорости хода лодки из­меняет также кажущийся период гребня. Однако меру этого изменения не­обходимо всегда согласовывать с од­новременным улучшением килевой кач­ки (чтобы уменьшить заливание лодки), так как не всякое снижение скорости хода уменьшает килевую качку; это отрабатывается практикой.  

   Течение в море определяется пре­обладающими, господствующими вет­рами во всем бассейне. Вдоль кавказ­ских берегов, например, преобладает северо-западное течение. У берегов оно может быть значительно интенсив­нее, чем в открытом море, его ско­рость при ветре 5—6 баллов достигает 1—1,3 км/час. При этом основная струя располагается в удалении от берега всего на 3—5 км. Интенсивность и на­правление течения вдоль самой суши в сильной степени зависят от кон­фигурации береговой черты, измене­ния глубин, наличия впадающих в море рек и от местных ветров. Особенно часто меняется течение в районе устья крупных рек.

 

   В бухтах  и заливах часто образуются круговороты обратного те­чения, поэтому в этих местах, при не­большом удалении, трудно заметить какую-либо общую законо­мерность. Что же касается отдельных участков, то при систематических наблюдениях можно подметить индивидуальные осо­бенности течений в данном районе и учитывать их при выходе в море на ловлю рыбы.

 

    Направление течения легко определить по положению стоя­щих на якорях судов и лодок (если ветер не очень силен), по направлению струй различаемой по цвету речной воды, по направлению отклонения ставных сетей и т. п. Во время рыбной ловли лодка мо­жет оказаться в ухудшившихся и ус­ложнившихся метеорологических усло­виях.

 

   Быстрое ухудшение погоды в море возможно всегда. Рыболов не должен настолько увлекаться ловлей, чтобы игнорировать приближение шква­ла и усиление ветра (а следовательно, и волнения моря). В условиях ухудшающейся погоды продолжение ловли опасно, особенно в конце осени и зимой. Надо быстро убрать рыболовные снасти, сниматься с якоря и возвращаться назад.

   

   Это в равной мере относится и к более мореходным лодкам. Возвращаться необходимо не только возможно скорее, но и наи­более безопасным курсом, с необхо­димым лавированием, чтобы всемерно уменьшить опасность при прохождении крутого гребня.

 

    Для моторной и весельной лодки в свежую погоду, волнение становится фак­тором, которому необходимо подчи­нить лавирование, отнюдь не стараясь держать прямой курс безотносительно к проходящим волнам (в том числе и  проходящих вблизи судов). Следует считаться с тем, что удары  в корпус лодки, особенно в борт и скулу, не только задерживают ее движение, но и заливают лодку. Скап­ливание влаги в лодке может привести к значительной потере остойчивости и увеличению опасности.

 

   При появлении значительных волн необходимо лавировать, выполняя зиг­загообразный маневр относительно ос­новного курса. Техника управления при этом в основном состоит в следующем. Если лодка должна двигаться на­встречу волне и ветру, что представ­ляет наиболее трудный и сложный случай, то надо после прохождения впадины длинной волны повернуть нос лодки навстречу гребню, что уменьша­ет удар в корпус и заливание лодки, и она более спокойно пройдет под лодкой.

 

   Пройдя гребень, нужно сразу повернуть на необходимый курс, не­сколько перейдя направление основ­ного курса и вновь уходя от него при подходе следующего гребня. При повторном волнении часты слу­чаи, когда направление ветра и бега волн несколько расходятся. В этих условиях проходить волну  сле­дует, несколько приведя нос лодки к направлению ветра, то есть ориен­тировать ее не строго перпендикуляр­но гребню, а направляя в ту сторону, откуда дует ветер, чтобы уменьшить заливание лодки, срываемой ветром с гребня. Пройдя гре­бень, отвернуть на необходимый курс, как было указано выше.

СУПЕР ПРИМАНКА - ФЕРОМОНОВЫЙ АКТИВАТОР КЛЁВА РЫБЫ

    Волнение моря, как правило, не но­сит регулярного характера, то есть волнение не постоянно по величине, а от­части и по направлению. Управляя лод­кой, следует лавировать относительно наиболее крупных волн, избегая их ударов в корпус лодки, но не шара­хаться от каждых небольших, иначе можно оказаться не готовым развернуть лодку перед крупной. Необходимо также помнить, что учащенное маневрирование (измене­ние курса) снижает скорость хода лодки по основному курсу.

 

   Движение на попутной тоже не безопасно, и проходящие гребни (при скорости лодки меньшей, чем скорость бега волны) следует встре­чать строго кормой, чтобы исключить удар  в кормовую часть борта (под углом) и разворачивание лодки бортом к гребням . Если есть необходимость выполнить поворот, надо сбавить скорость, вы­ждать, пока пройдут крупные волны, и быстро лечь на новый курс, осуще­ствляя в дальнейшем необходимое маневрирование, всемерно избегая за­рывания лодки в волну и удара ее в борт (в носовую скулу). Груз и люди в лодке должны быть распределены с таким расчетом, что­бы лодка получила небольшой диффе­рент (при движении против волны не­обходим дифферент на корму, при движении по волне — небольшой диф­ферент на нос или положение лодки на ровный киль).

 

   Никогда не следует ложиться в дрейф. Лодка в этом случае становит­ся неуправляемой и превращается в игрушку волн. Опасность ударов моря и заливания лодки резко увеличи­вается. Может заглохнуть мотор, если он будет окатываться водой. Если все же мотор заглох, необходимо немед­ленно браться за весла и держать лодку, как выше рекомендовано. Ста­новиться на якорь, чтобы запустить мотор, нельзя — это может оказаться весьма опасным.

 

    Все изложенное относится к движе­нию лодки на сравнительно больших глубинах, от 5—8 м и более. На мелководье, при подходе к берегу движение лодки и управление ею про­исходят в более сложной обстановке, к которой нужно быть го­товым. Высота и крутизна волны в прибрежной зоне зависят от глубины моря. Особенно круты гребни при раз­витых барашках на море, а также при  зыби в районе мелководья, где волна, достигнув района с глубиной около половины своей длины, начина­ет интенсивно рассыпаться, грозя за­лить лодку.

 

ШКВАЛ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ  

    Для моторных и гребных лодок шквал пред­ставляет меньшую опасность, чем для парусных, но его приближение следует всегда предвидеть, чтобы успеть при­нять необходимые меры. Шквал пред­ставляет собой резкое усиление ветра. Однако действие его не кратковремен­но и может длиться до получаса. За это время может натворить немало неприятностей и даже бед не только ветер сам по себе, но и ветровые вол­ны, которые способны значительно вы­расти и покрыть крутыми валами с ба­рашками большой район моря.

 

   Шквал не возникает совершенно не­ожиданно. В море всегда следует на­блюдать за горизонтом. Если на чистом небе появляется облако, как пра­вило, характерной формы — это пред­вестник шквала. У такого облака пе­редний край клубится в виде горизон­тального вала, более плотного и тем­ного, чем остальная часть. Перед этим облаком иногда движутся небольшие белые облачка. Облако может появить­ся с той части горизонта, откуда дует ветер, но может прийти и с другого направления.

 

    В пасмурную погоду появление шква­ла можно ожидать при усилении туч. Перед самим шквалом ветер, как пра­вило, стихает, иногда на короткое вре­мя наступает полный штиль. Это также следует иметь в виду, особенно, если появление облака или тучи прошло мимо внимания рыболова. Когда ветер внезапно стих, еще есть время вни­мательно оглядеться кругом и при­нять меры, имея в своем распоряже­нии несколько минут. Вдали бывает, видна темная полоса ряби на поверх­ности моря, затихшего в период пол­ного штиля, когда возможны только невысокие пологие гладкие волны, пришедшие из другого, иногда весьма отдаленного района моря.

 

   Этот район может быть совершенно в другом на­правлении, чем тот, по которому при­ближается шквал. Издалека также можно увидеть по­лосу дождя, сопровождающего шквал, а иногда услышать его шум и шум приближающегося ветра, особенно в момент затишья. Когда появляется шквал, скорость ветра может достигать 20 м/сек — это соответствует штормовому ветру, быст­ро раскачивающему поверхность мо­ря, волны которого скорее растут по своей крутизне, рассыпаясь барашка­ми, чем по длине, то есть становятся наиболее неприятными и опасным» для коротких и сравнительно низкобортных лодок, применяющихся любителями-ры­боловами.

 

   Резкая смена направления ветра при­водит к тому, что на  зыби од­ного направления накладываются расту­щие ветровые волны другого направ­ления с меньшей, как правило, длиной и скоростью бега. Сложная система волнения теряет внешнюю закономер­ность, волна становятся трехмерной — приобретает вид отдельных кру­тых пляшущих возвышений, движущих­ся, казалось бы, совершенно беспо­рядочно. Такое волнение, называемое толчеей, представляет особую непри­ятность, так как существенно осложня­ет управление лодкой, интенсивно ры­скающей по курсу, с неожиданными бросками носа и кормы в стороны, с подъемами и провалами. Эти волны очень крутые и короткие, с рассыпаю­щимися барашками, хотя высота их может быть сравнительно невелика.


   Такая же картина наблюдается вблизи дамб, волноломов и причалов со сплош­ной вертикальной стенкой, от которой отходят зеркально отраженные волны. Они накладываются на набегающие и создают крутые трехмерные каскады. Толчея, как правило, бывает и на гра­нице сильного речного потока и мор­я, при этом на характер вол­нения оказывает также влияние мелко­водье.


 Рыболову надо помнить, что морские волны, заходя в речку, отнюдь не га­сятся силой течения реки, а на­оборот, приобретают большую крутиз­ну, движутся навстречу (при достаточной глубине русла), если они не рассыпались, проходя мелководную дельту реки. Эти обстоятельства всегда следует иметь в виду при возвраще­нии в речку или при выходе из нее в море.  Об окончании шквала можно судить по ослаблению ветра и по изменению его направления, особенно, если ветер приобрел прежнее направление, кото­рое было до наступления шквала. Дру­гим признаком является дождь, как правило, весьма сильный, но кратко­временный. После него можно ожи­дать, что распогодится, но это, к со­жалению, не всегда относится к ослаб­лению волн. При сильном, продолжи­тельном шквале, а тем более шквале с дождем рекомендуется возвращать­ся с моря.

Комментарии: 0

Нет комментариев

Оставить комеентарий

Ваша почта не будет опубликована. Поля отмеченные (*) - обязательны.